В пятницу 31.03.17 прошла очередная инвестиционная сессия, организованная Фондом Инвестиционное агентство Тюменской области. Надо отметить, что заявленный Езикеевой Ольгой Леонидовной формат и регулярность мероприятий для инвесторов выполняется, что не может не радовать. Кроме того, очень ценен тот факт, что на второй инвестиционной сессии организаторы решили перейти от общего к частному и после небольшого выступления Алексея Бобова о новых продуктах фонда обратили взоры инвесторов на конкретную отрасль, а именно – мясное животноводство. Спикером данного мероприятия стал Костюк Роман Владиславович – генеральный директор Национального союза производителей говядины, исполнительный директор Национальной ассоциации скотопромышленников России.
Надо сказать, что ситуация с производством мяса в нашей стране до недавнего времени была немногим лучше, чем в выращивании кокосов. Мясное скотоводство занимало в 2008 году 2% в общем поголовье КРС. В 2016 году эта цифра поднялась до рекордных 15,7% однако, пока, даже близко не соответствует Европейскому уровню, где соотношение молочных коров к мясным 1:6.
Что делать?!
Будучи человеком практичным предлагаю оставить за кадром первый вопрос русской интеллигенции и сразу перейти ко второму. По поводу вопроса «Что делать?» Роман Владиславович представил, разработанную ассоциацией кластерную бизнес-модель развития мясного животноводства. В ее основе лежит разумное соотношение глубокой специализации и кооперации фермерских хозяйствах. Разработанная Ассоциацией модель по словам Романа Владиславовича включает три составляющие: «кооперация фермеров по окончательному откорму с крупными компаниями, концентрация фермеров только на вопросах содержания маточного поголовья коров с телятами до стадии отъема молодняка (6–8 месяцев) и полное сопровождение фермеров со стороны более крупного районного предприятия (интегратора) по задачам кормообеспечения, ветеринарного, зоотехнического сопровождения и единого канала продаж молодняка откормочным площадкам». Такая форма организации позволяет ускорить и повысить эффективность производственных процессов.
Предстоит серьезная работа!
Представленная Романом Владиславовичем бизнес-модель выглядит весьма логично, но ее реализация требует, конечно, очень серьезной работы в регионах. Требуется взаимодействие сельхозпроизводителей, региональной администрации, финансовых институтов, консалтинговых компаний, предприятий переработки и продовольственного ритейла для решения важных задач:
- необходимо адаптировать бизнес-модель к условиям Тюменской области, просчитать ее финансово-экономические параметры для региона, совместно с Ассоциацией создать готовые решения для бизнеса;
- обеспечить необходимую государственную поддержку ее реализации в регионе;
- создать необходимые условия и привлечь источники финансирования всех элементов модели;
- организовать просветительскую работу для понимания предложенных механизмов бизнесом и подготовку необходимых кадров.
Не побоюсь этого слова, данная встреча вызвала огромный интерес предпринимателей. Только среди партнеров ООО «ЦЭАФИТ» на данный момент есть не только потенциальные фермеры, но и те чьи амбиции и ресурсы позволяют претендовать на роль регионального интегратора.
Думаю, буду далеко не первым, кто затронул тему электронных торгов и их объективности, однако, на данной площадке я такой темы не видел, но недавно имел «счастье» столкнуться с сабжем и не где-нибудь, а в родном благополучном городе, так что не обессудьте!
Сразу несколько важных оговорок:
1. Я ни в коем случае не призываю «охотиться на ведьм» и искать во всем нечестные мотивы.
2. Я верю, что все люди, а в особенности мои земляки абсолютно честные, бескорыстные и занимаются бизнесом исключительно во благо родной области, но…
Итак, имеем два неоспоримых факта:
- прошли торги, организованные комитетом муниципальных закупок МКУ Администрации города Ишима, электронный аукцион № 35-17-АЭМП;
- торги, на сколько я могу судить прошли с соблюдением всех формальных процедур;
- стартовая цена в торгах обоснована в соответствии 44-ФЗ и, что важно, соответствует среднерыночному уровню – 350 тыс.руб. за оценку 218 объектов;
- в процессе торгов цена была снижена на 91,64 % относительно рыночной!
Возникает логичный вопрос: каковы мотивы выполнения отчетов об оценке муниципального имущества практически по цене бумаги на которой эти отчеты печатаются? На мой скромный взгляд возможны следующие варианты:
1. Репутационные бонусы, реклама, продвижение оценочной организации.
2. Демпинг с целью «захвата» доли рынка.
3. Чистый, незамутненный альтруизм и желание поработать бесплатно на благо родной области, города Ишима, а в последствии раздать все свое имущество бедным и уйти в монастырь.
4. «Иные» цели…
По поводу первого возникают некоторые сомнения. На сколько я вижу по результатам подобных процедур исполнитель особо не афишируется, государственных наград не получает и в «Вечерний Ургант» не приглашается. Тогда в чем репутационные бонусы? Тем более, что все дальнейшем госконтракты будут заключаться через те же процедуры на основе такой-же ценовой конкуренции.
Демпинг с целью захвата рынка. Не ясно как отдельно взятая тендерная заявка может повлиять на долю рынка. Если бы эти оценщики снизили цены на все свои услуги и выполняли отчеты надлежащего качества (!) на 91 % ниже рынка, тогда согласен, они бы быстренько этот рынок завоевали и стали единственной оценочной организацией на земле, а в процессе освоения космоса и в галактике Млечный путь.
Третий вариант, мне кажется, конечно, наиболее вероятным, поскольку я верю, что в каждом человеке с детства заложено непреодолимое желание трудиться на благо общество совершенно безвозмездно, то есть, даром!
Ну и остается четвертый вариант, который, по моему мнению, в нашем идеальном обществе совершенно невозможен, но чисто гипотетически можно представить те самые «иные» мотивы делать отчеты об оценке за «спасибо». И тогда возникает следующие вопросы:
а) объективности результатов оценки;
б) независимости «независимых оценщиков», которые эту оценку делают;
в) каков источник тех самых «иных мотивов»?
Повторюсь, я вижу в людях исключительно только хорошее и уверен, все-таки, в данном случае имеет место третья причина: непреодолимая тяга к общественно полезному труду. Однако, раз речь идет об оценке государственного имущества, может имеет смысл перестраховаться и проверить результаты выполненной работы?!
В среду 15 февраля мне посчастливилось принять участие в мероприятии, проведенном Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области», под названием «Инвестиционная сессия». Данное событие заявлено, как первое в большом ряду грядущих мероприятий, связанных с вопросами поддержки малого и среднего бизнеса и развития инвестиционного климата региона.
Слово сессия в данном случае имело двоякое значение. С одной стороны, сессия - от латинского слова sessio – заседание. С другой стороны, все мы были студентами и помним, что сессия означает некий контроль знаний, проделанной в течении определенного времени работы и т.д.
В этот раз таким «студентом» фонд назначил самого себя и отчитался о проделанной за последний год работе, рассказал о результатах, новых продуктах поддержки бизнеса области и развития инвестиционного климата. При этом, что очень важно, результаты были представлены не только в виде красивых графиков и впечатляющих цифр на и живыми предпринимателями, которые рассказали о реальной помощи, оказанной им при создании и развитии бизнеса.
Хочется отметить, что спектр услуг Фонда по финансовой, организационной и информационной поддержке инвестиционных проектов вполне соответствует вызовам современных экономических условий и реально работает, способствуя развитию тюменского бизнеса и инвестиционного климата региона.
Вместе с тем, затронутые на мероприятии вопросы показали, что институтам государственной поддержки предпринимательства есть куда развиваться. В частности, перспективным направлением привлечения финансовых ресурсов является выстраивание взаимодействия с федеральными организациями, такими как Фонд развития промышленности, Российский фонд прямых инвестиций, Корпорация МСП и т.д.
В настоящее время такое взаимодействие апробируется сотрудниками ООО "ЦЭАФИТ", совместно с Инвестиционным агентством, на примере «Проекта строительства ферросплавного завода в г. Тюмени», разработанного нашей компанией. В дальнейшем данная работа может придать новое ускорение инвестициям в регион.
Вечером в пятницу 10.02.17 в Тюмени прошло мероприятие – «Ночь в технопарке». И хотя, положа руку на сердце, нужно заметить, что участники данного события не встретили рассвет в «Западно-Сибирском инновационном центре нефти и газа, а лишь задержались до глубокого вечера, формат мероприятия можно смело назвать уникальным.
Слушая выступления заместителя губернатора Тюменской области, дискуссию экспертов мероприятия, очередной сделал вывод, что у нас, безусловно, очень прогрессивный регион и администрация области делает много для развития инноваций в целом и информационных технологий в частности. Однако как было отмечено Ильдаром Хусаиновым (одним из экспертов), за нас – предпринимателей ни кто ничего создаст. Конечно, формирование инновационного кластера на территории области о котором шла речь потребует серьезных усилий, затрат и, конечно, времени. За год-два, как надеются некоторые эксперты, ни чего не появится. Но 5-7 лет напряженной работы позволят выйти нашему региону на качественно новый уровень.
Вызывает некоторые опасения оптимизм по поводу инвестиций в создание IT компании по разработке бизнес-софта, порядка 210 млн. руб., которые официально заявила федеральная риэлтерская компания «Этажи». Известно, что такие гиганты, как Microsoft, SAP и пр. вкладывают в эти задачи гораздо больше и чтобы конкурировать с ними нужно создать что-то действительно уникальное. Однако истории ряда компаний Тюмени (включая те же «Этажи») не раз иллюстрировали крылатую фразу: «Не боги горшки обжигают!».
В преддверие августа, месяца, так любимого глобальными и не очень кризисами, за его ласковую погоду и обилие фруктов у многих возникает вопрос. Что будет с курсом доллара, ценами на нефть и вообще, как жить дальше, кто виноват и что делать? Последние три вопроса я отношу к чисто философским и рекомендую каждому самостоятельно подумать, дабы отыскать свой собственный путь. А вот на первые два вопроса можно попытаться ответить.
Во-первых, вопросы на сто процентов взаимосвязаны (точнее, как я выяснил, на 98). В принципе, это все понимают, но, дабы убедиться в этой связи самостоятельно и выявить несколько более точные закономерности, чем «бочка нефти должна стоить 3000 рублей», как говорят большинство «аналитиков», решил провести собственное исследование.
Исследование получилось не таким простым, как может на первый взгляд показаться. Описывать его подробно в данном формате особого смысла нет, это предмет научной статьи, которую я в ближайшее время опубликую. Нужно отметить только, что построить сколько-нибудь точную функциональную модель оказалось проблематичным, ввиду очень большого числа факторов. Что касается статистической зависимости, выявлено что с 2006 года (глубже копать пока не стал) она менялась неоднократно. В настоящее время (с 2013 года) установилась очень тесная, практически функциональная зависимость между ценой на нефть и курсом доллара, разумеется обратная. Коэффициент корреляции порядка -0,98. На рисунке привожу окончательную статистическую модель. Кстати, по данной модели сейчас доллар недооценен примерно на 2 рубля. А вот кто его сдерживает и зачем предлагаю вместо погадать, примерно до выборов.
Что касается развития дальнейшей ситуации на сырьевых рынках, то тут можно очень долго с умным видом рассуждать о политике ОПЕК и США, сланцевой революции, развитии альтернативных видов энергии и прочих фундаментальных факторах. Однако, на самом деле, никто точно не может ответить на этот вопрос. Лично я в вопросах среднесрочного прогноза биржевых рынков ориентируюсь на методы технического анализа в самой его простой, как лопата форме. На рисунке привожу не очень оптимистичную техническую картинку. Как видно из графика, на рынке сложился устойчивый медвежий тренд в средне- и долгосрочной перспективе и при его продолжении и падении цен ниже 40 долларов, не исключено, что мы увидим и 20. Соответственно, доллар, согласно ранее описанной модели, будет стоить 86 рублей.
Впрочем, это наиболее пессимистический сценарий развития и скорее всего такого не будет. Низкая цена не выгодна ни США не ОПЕК. Но даже при таком сценарии грамотное управление финансами, инвестициями, бизнесом позволит не только не потерять, но и заработать.
Одной из ключевых системообразующих отраслей Российской экономики является нефтедобыча, которая обеспечивает значительную долю ВВП, поступлений в бюджеты разных уровней и функционирование многих смежных отраслей народного хозяйства. Нефтесервисные услуги - неотъемлемая и важная часть процесса нефтедобычи. Негативные экономико-политические факторы усугубили многие ранее назревавшие проблемы российского нефтесервиса, наиболее важными среди которых являются следующие:
1) Жесткая конкуренция Российских нефтесервисных компаний с большой четверкой; 2) Зависимость российского ТЭКа от импортного оборудования. 3) Отсутствие полноценных партнерских взаимоотношений нефтяных предприятий с нефтесервисными компаниями. 4) Политика импортозамещения была радостно поддержена иностранными участниками российского нефтесервисного рынка, создающие якобы российские предпрития, которые на им- портном оборудовании по иностранным технологиям с использованием зарубежного программного обеспечения из иностранного сырья западными специалистами создают «отечественную» продукцию для ТЭК. 5) Нефтяники не хотят участвовать в инновационном процессе. 6) Отсутствие соответствующих кадров для осуществления нефтесервисных работ.
Для выхода из сложившейся ситуации необходима реализация ряда мер, требующих усилий как государства, так и субъектов нефтегазового бизнеса – нефтегазовых и сервисных компаний изложенных статье, опубликованной в научном журнале «Экономика и предпринимательство».
Я, вероятно, подниму один из самых актуальных вопросов в области бизнес-планирования и оценки эффективности инвестиций. Вопрос, который касается как заказчиков бизнес-планов и оценки инвестиционных проектов, так и профессионалов данной области. Речь идет о профессионализме исполнителей. Совсем недавно столкнулся (не первый раз) с такой ситуацией. Инициатор проекта, в котором я собираюсь участвовать принес мне так называемый «Финансовый план проекта». Я затрудняюсь даже охарактеризовать это подобие экономической оценки.
Вот только некоторые моменты:
1. Понятие капитальные вложения, эксплуатационные затраты и инвестиции собраны в кучу. Например, в тексте была такая фраза «эксплуатационные расходы и другие капитальные вложения». Причем, это были не опечатки или терминологические неточности, а суть самих расчетов (модель прилагалась).
2. Расчет проводился в условиях УСН, при том, что с третьего года выручка превышала 250 млн.руб.
3. Расчеты проведены с учетом инфляции, причем некоторые позиции затрат и реализации инфлировались, а некоторые нет без всякой системы.
4. Величина нормы дисконта соответствовала только уровню заложенной инфляции и т.д.
Работа не соответствовала не только действующим «Методическим рекомендациям», но и элементарной логике и здравому смыслу! Но хуже всего тот факт, что работа выполнена в качестве платных услуг и оплачена на достаточно высоком уровне. По моему мнению, с подобным обманом следует бороться. В оценочной деятельности, например, такое в принципе невозможно, так как может повлечь за собой дисциплинарные санкции СРО. Рынок же инвестиционно-консалтинговых услуг абсолютно дикий и не регулируемый. В этой связи предлагаю обсудить направления, хотя бы, минимального регулирования и контроля.
Предлагаемые решения:
1. Создание саморегулируемых некоммерческих организаций в области бизнес-планирования и инвестиционного анализа (по типу СРО в оценочной деятельности).
2. Определение перечня необходимых методических материалов, соответствие которым является минимальным требованием к документам.
3. Формирование перечня документов, содержащих оценку эффективности инвестиций (бизнес-план ТЭО и т.д.) и минимальных требований к ним.
4. Определение минимальных квалификационных требований к специалистам, выполняющим оценку эффективности инвестиций.
5. На базе саморегулируемых организаций формирование экспертных советов для оценки соответствия проектных материалов требованиям методических документов.
Считаю неправильным писать отзывы «по горячим следам» их, как и месть следует подавать «холодными», когда впечатления переварились, оформились в четкую структурированную позицию. Особенно это касается мероприятия НЕФТЬГАЗТЭК-2015, прошедшего под яростные лозунги «Ура отечественному производителю!», «Ударим импортозамещением по бездорожью и разгильдяйству!», «Наши технологии бороздят просторы Большого театра!» и т.д. Однако если поразмыслить на свежую голову можно сделать следующие неутешительные выводы.
1. Российские нефтяники участвовать в инновационном процессе не хотят. Им подавай готовые технологии, реализованные в железе, желательно лет 10 как опробованные. Внедрять что-то новое, инновационное и неизвестное дорого и опасно. КАК БЫ ЧАВО НЕ ВЫШЛО. Ибо можно потом и ремнем по шапке получить!
Зато Самый Главный Начальник со Сколково сказал, что у него, дескать, этих миллиардов, чтоб технологии в железе реализовать завались, но их нихто не берет, потому что докУментов нет, ибо хвостатым российским ученым докУменты не положены!
2. Иностранный производитель – перец в таких играх тертый, теперь громче всех кричит держи вора «Долой буржуев!», «Даешь наше гусское» и т.д. и не просто кричит, а шустренько так создает «российские» компании, которые это самое «гусское» производят на иностранном оборудовании, по импортным технологиям с западным программным обеспечением, из импортного сырья, силами иностранных специалистов. В общем, те же тестикулы – вид в профиль. Остается верить, что российские хакеры не хужее китайских…
В общем, как водиться, у нашего ТЭКа два пути. Реалистический и фантастический. Реалистический – прилетят инопланетяне и всех спасут!