Оценка эффективности инвестиционных проектов
Учет фактора времени при оценке эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов
К.Н. Дмитриев
Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к учету факторов времени при оценке эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов, признанные и апробированные в научных и экспертных кругах. Автором проанализированы экономические категории и концепции, лежащие в основе представленных методов, их слабые и сильные стороны, как с теоретической, так и с практической точек зрения. Проведено сравнение расчетных значений общественной ставки дисконта, получаемых в результате применения того или иного метода, предложен ряд рекомендаций методическо-практического характера, представлен диапазон значений социальной ставки дисконта для современной России.
Ключевые слова: нелокальные проекты, общественная эффективность инвестиционных проектов, общественная ставка дисконта, межвременные предпочтения, альтернативная стоимость инвестиций.
Введение:
Вопросы, связанные с оценкой эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов, в последние годы набирают все большую популярность и актуальность. Появляются различные статьи, исследования, защищаются научные труды по тем или иным аспектам рассматриваемого вопроса. Согласно официальному документу, все инвестиционные проекты подразделяются в зависимости от значимости на:
· Глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на земле;
· Народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экологическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничится учетом только этого влияния;
· Крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экологическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;
· Локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.
Трудности оценки нелокальных проектов носят как теоретический, так и практический характер. Основной инструмент оценки инвестиционных проектов – DCF модель является теоретически обоснованным только в предположении, что для лица или структуры, принимающих решение о реализации, рассматриваемое мероприятие является малым в смысле несущественного влияния на внешнее по отношению к проекту окружение (макроэкономические параметры, социальную и экологическую обстановку). Из предоставленной выше классификации следует, что по отношению к народному хозяйству крупномасштабное мероприятие является малым и оценку его эффективности можно осуществлять на базе метода дисконтированного денежного потока, при условии принятия решения на уровне федеральных властей (как в принципе и региональных, если проект влияет на несколько административных субъектов, но не на весь регион). Иначе обстоит дело с оценкой проектов народнохозяйственной и глобальной значимости, требуется проверка оптимальности всей экономической системы в целом с рассматриваемым нелокальным мероприятием и без него, что представляется едва ли реализуемым на сегодняшний день в РФ с практической точки зрения.
Неоспоримым фактом является обязательность оценки общественной эффективности любого инвестиционного проекта, независимо от его масштаба и значимости, особенно если проект является нелокальным, так как не учёт последствий крупного мероприятия может привезти к тяжелым последствиям для целого региона или даже государства. Вообще говоря, с точки зрения развития мировой экономической теории, тема общественного благосостояния не является новой и уже изучается на протяжении длительного периода времени. В России исследования общественного благосостояния и влияния различного рода инвестиционных мероприятий на него активно проводились в период существования СССР, основные результаты были получены и отражены в статьях выдающихся отечественных экономистов А.Л. Лурье, В.Л. Канторовича, В.В. Новожилова, В.С. Немчинова, Т.С. Хачатурова и др. Вопрос измерения общественной эффективности во многом носит метафизический характер, поднимая проблемы социальной справедливости, вследствие чего допускается множество различных точек зрения и интерпретаций, особенно при использовании аргументов морально-нравственного соображения. Тем не менее на сегодняшний день разработан вполне обоснованный и технически приемлемый алгоритм оценки общественной эффективности инвестиционных проектов, который описан в официально действующей Методике и, более подробно, в Проекте Методики. Документом рекомендуется при оценке эффективности инвестиционных проектов, наряду с оценкой коммерческой эффективности проекта в целом, а также участия инвесторов в нем, осуществлять расчет эффективности инвестиционного мероприятия для структур более высокого уровня (государство, регион бюджет и т.д.). к сожалению, в реальной практике расчета проектов в России на сегодняшний день указанные этапы пропускаются и , по умолчанию, любое инвестиционное мероприятие полагается общественно эффективным. Конечно же, для некоторых проектов, осуществляется расчеты эффективности для структур более высокого уровня, но хотелось бы, чтобы любой оценщик рассматривал эти этапы анализа не как дополнительную нагрузку к основной работе, а как социальное обязательство и государственный долг.
В настоящей статье будут рассмотрены несколько существующих подходов к оценке общественной ставки дисконта – одному из главных параметров, требуемых при оценке социальной эффективности проектов. Также будет сделана попытка вооружить оценщиков обоснованным экспресс методом расчета, конкретными значениями и экономическим пониманием изучаемой категории.
Скачать статью