Анализ текущей ситуации в мировом и Российском нефтегазовом секторе и экономических условий развития отрасли позволяет выявить следующие основные негативные факторы развития нефтедобывающей отрасли России в целом и Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в частности.
- замедленное посткризисное развитие экономики, которое приводит к недостаточному спросу на топливно-энергетические ресурсы и низкой инвестиционной активности в экономике в целом и нефтегазовом комплексе в частности;
- перспективы роста ВВП и внутреннего потребления продуктов нефтепереработки и нефтехимии значительно снизились за последние годы;
- низкие темпы роста спроса на традиционных экспортных направлениях для российской нефти, в первую очередь в Европе;
- переход от ресурсной глобализации к региональному энергетическому самообеспечению;
- укрупнение нефтяных компаний, усиление роли ВИНК и уменьшение роли малого и среднего бизнеса в нефтедобыче ведет к низкой эффективности освоения малых низкопродуктивных объектов, которые крупному бизнесу «не интересны»;
- механизмы налогообложения предприятий нефтедобывающей отрасли не позволяют в достаточной степени реализовать стимулирующую функцию по повышению рациональности недропользования и вовлечения трудноизвлекаемых запасов.
- старение инфраструктуры и основных производственных фондов как в нефтедобыче, так и в сервисе – бурении и т.д.;
- ухудшение качества вовлекаемых запасов, низкая эффективность бурения новых скважин и ввода в эксплуатацию объектов в ранее освоенных районах;
- уровень полезного использования попутного нефтяного газа ниже необходимого с экологической точки зрения;
- сохраняется негативная тенденция роста доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, запасов малых и удаленных месторождений, что в перспективе будет вести к росту себестоимости добычи энергоресурсов.
1. Необходимо изменить приоритеты развития нефтедобывающей отрасли в направлении ее модернизации и инновационного развития.
2. Разработать механизмы по обеспечению инновационного цикла: фундаментальные исследования - прикладные исследования – технологии повышения эффективности производства – нефтяной промысел. Для этого требуется:
- создание федерального научно-производственного центра в г. Тюмени для разработки и внедрения технологий в области разработки месторождений, бурения и добычи нефти с необходимой производственной базой, сформированной на основе нераспределенного фонда участков недр, при определенном федеральном финансировании;
- выявление перспективных технологий в области повышения эффективности добычи нефти и нефтеотдачи;
- государственное финансирование фундаментальной и прикладной науки в нефтегазовой сфере;
- разработка банков и справочников наилучших доступных технологий в области нефтедобычи;
- формирование административных механизмов воздействия на недропользователей и стимулирования внедрения новых технологий;
- освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на НИОКР;
- предоставление льготных налоговых условий компаниям нефтегазовой отрасли на первоначальный период (2-3 года) освоения российских технологий и новой техники;
- разработка мер налогового стимулирования для научно-исследовательских и проектных компаний, разрабатывающих и внедряющих новые технику и технологии.
3. Формирование нефтегазового комплекса на Юге Тюменской области:
- включение Юга Тюменской области в перечень регионов с временным освобождением от НДПИ для вновь вводимых месторождений;
- государственное софинансирование геолого-разведочных и научно-исследовательских работ, направленных на поиск запасов и вовлечение их в разработку;
- государственное софинансирование развития инфраструктуры Тюменской области для создания привлекательных условий освоения запасов перспективного региона.
4. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в нефтедобыче для усиления конкурентной среды, вовлечения в разработку малых низкопродуктивных объектов и повышение эффективности нефтеизвлечения:
- обеспечение принципов равнодоступности объектов инфраструктуры: системы трубопроводного транспорта, объектов энергетики и т.д. для независимых производителей нефти;
- разработка мер налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в нефтедобыче, прежде всего при вовлечении малых объектов недропользования, а также объектов с трудноизвлекаемыми запасами;
- государственная поддержка, гарантии и т.д. в отношение предприятий малого и среднего бизнеса в нефтедобыче при вовлечении в разработку малых залежей и месторождений, а также месторождений с трудноизвлекаемыми запасами;
- формирование процедур оборота прав за пользование недрами – купли-продажи лицензий на разведку и добычу.
5. Развитие стратегических и регламентирующих документов по оценке, подсчету запасов и проектированию разработки нефтяных месторождений:
- совершенствование классификации запасов в направлении учета экономических показателей добычи углеводородов и гармонизации с международной классификацией запасов;
- разработка актуальных регламентов по подсчетам запасов и ТЭО КИН;
- создание актуального регламента проектирования разработки нефтяных месторождений.
6. Развития мер налогового стимулирования разработки и эксплуатации месторождений:
- развитие механизма дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в направлении учета качества эксплуатируемых запасов через показатели дебита скважин и обводненности продукции;
- не допустить переход от НДПИ к НДД. По нашему мнению, использование НДД существенно увеличит налоговую нагрузку на передовых недропользователей, достигающих хороших результатов в области управления затратами и повышении эффективности производства за счет снижения издержек. Низкоэффективные компании, не принимающие существенных мер для сокращения затрат на бурение и эксплуатацию скважин, будут от налога освобождены, а их доходы перераспределены в пользу аффилированных подрядчиков.
7. Меры по повышению эффективности проектных робот и механизма лицензирования:
- пересмотреть систему контроля за подготовкой, экспертизой и защитой проектных технологических документов на разработку месторождений;
- ввести лицензирование в области проектирования разработки нефтяных месторождений или внедрить механизм СРО в данном виде деятельности для учета необходимой методической, информационной, кадровой и научной базы организации в данной области;
- выстроить и внедрить систему объективной экспертизы проектных технологических документов по всем ключевым направлениям их разработки: геологическому, технологическому, экономическому. Ввести квалификационные требования и аттестацию экспертов. Эксперты должны обладать необходимыми знаниями в соответствующей области, опытом и учеными степенями;
- усилить экспертизу экономического обоснования проектных решений в области разработки и обустройства месторождений для повышения достоверности, обоснованности и оптимальности принимаемых решений, как с точки зрения недропользователей, так и народного хозяйства, а так же интересов государства;
- ужесточить контроль за соблюдением требований лицензионных соглашений и проектных документов, разработать эффективный правовой механизм отзыва лицензий государством.
8. Повышение уровня использования ПНГ:
- разработать административные и стимулирующие механизмы, направленные на внедрение технологий переработки ПНГ и выработки электроэнергии на месторождениях, развития малой энергетики;
- создать возможность ускоренной амортизации оборудования для использования попутного нефтяного газа;
- продолжить внедрение дополнительных коэффициентов при расчете платы за выбросы;
- освободить от таможенного обложения машины и оборудование для использования попутного нефтяного газа, не имеющие российских аналогов.
9. Повышение эффективности воспроизводства запасов, поддержание необходимого отношения годового прироста геологических запасов к объемам их добычи:
- освободить от налога на прибыль средства, направляемые на ВМСБ;
- либерализация доступа к участкам недр;
- формирование процедур оборота прав за пользование недрами – купли-продажи лицензий на разведку и добычу.
Реализация изложенных предложений по развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса требует комплексного подхода, предусматривающего консолидированное участие органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, нефтяных компаний, научно-исследовательских институтов и общественных организации. Внедрение сделанных рекомендаций не возможно без привлечения значительных финансовых, кадровых, технологических и прочих ресурсов, однако это создаст прочную основу для эффективного функционирования отрасли на долгую перспективу.