+7 (3452) 57-82-93
Наши услуги

Поиск


Анализ условий, состояния и основных направлений развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

9 Ноября 2015

Автор: генеральный директор ООО "ЦЭАФИТ" Лебедев А.С.

Анализ текущей ситуации в мировом и Российском нефтегазовом секторе и экономических условий развития отрасли позволяет выявить следующие основные негативные факторы развития нефтедобывающей отрасли России в целом и Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в частности.

Экономические проблемы:

- замедленное посткризисное развитие экономики, которое приводит к недостаточному спросу на топливно-энергетические ресурсы и низкой инвестиционной активности в экономике в целом и нефтегазовом комплексе в частности;

- перспективы роста ВВП и внутреннего потребления продуктов нефтепереработки и нефтехимии значительно снизились за последние годы;

- низкие темпы роста спроса на традиционных экспортных направлениях для российской нефти, в первую очередь в Европе;

- волатильность показателей конъюнктуры мировых рынков углеводородного сырья;

- переход от ресурсной глобализации к региональному энергетическому самообеспечению;

- укрупнение нефтяных компаний, усиление роли ВИНК и уменьшение роли малого и среднего бизнеса в нефтедобыче ведет к низкой эффективности освоения малых низкопродуктивных объектов, которые крупному бизнесу «не интересны»;

- снижение перспектив глобального роста спроса на нефть;

- механизмы налогообложения предприятий нефтедобывающей отрасли не позволяют в достаточной степени реализовать стимулирующую функцию по повышению рациональности недропользования и вовлечения трудноизвлекаемых запасов.

Технологические проблемы:

- старение инфраструктуры и основных производственных фондов как в нефтедобыче, так и в сервисе – бурении и т.д.;

- технико-технологическое отставание ТЭК России от уровня развитых стран;

- ухудшение качества вовлекаемых запасов, низкая эффективность бурения новых скважин и ввода в эксплуатацию объектов в ранее освоенных районах;

- за последний период не удалось добиться прогресса в повышении КИН;

- уровень полезного использования попутного нефтяного газа ниже необходимого с экологической точки зрения;

- сохраняется негативная тенденция роста доли трудноизвлекаемых запасов углеводородов, запасов малых и удаленных месторождений, что в перспективе будет вести к росту себестоимости добычи энергоресурсов.

Опираясь на приведенные в статье аналитические данные, выявленные зависимости и прочие исследования, выполненные в ОАО «СибНИИНП» и опыт специалистов института позволило сформировать предложения по формированию условий устойчивого и динамичного развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, которые, на наш взгляд, заключаются в следующем:

1. Необходимо изменить приоритеты развития нефтедобывающей отрасли в направлении ее модернизации и инновационного развития.

2. Разработать механизмы по обеспечению инновационного цикла: фундаментальные исследования - прикладные исследования – технологии повышения эффективности производства – нефтяной промысел. Для этого требуется:

- создание федерального научно-производственного центра в г. Тюмени для разработки и внедрения технологий в области разработки месторождений, бурения и добычи нефти с необходимой производственной базой, сформированной на основе нераспределенного фонда участков недр, при определенном федеральном финансировании;

- выявление перспективных технологий в области повышения эффективности добычи нефти и нефтеотдачи;

- государственное финансирование фундаментальной и прикладной науки в нефтегазовой сфере;

- разработка банков и справочников наилучших доступных технологий в области нефтедобычи;

- формирование административных механизмов воздействия на недропользователей и стимулирования внедрения новых технологий;

- освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на НИОКР;

- предоставление льготных налоговых условий компаниям нефтегазовой отрасли на первоначальный период (2-3 года) освоения российских технологий и новой техники;

- разработка мер налогового стимулирования для научно-исследовательских и проектных компаний, разрабатывающих и внедряющих новые технику и технологии.

3. Формирование нефтегазового комплекса на Юге Тюменской области:

- включение Юга Тюменской области в перечень регионов с временным освобождением от НДПИ для вновь вводимых месторождений;

- государственное софинансирование геолого-разведочных и научно-исследовательских работ, направленных на поиск запасов и вовлечение их в разработку;

- государственное софинансирование развития инфраструктуры Тюменской области для создания привлекательных условий освоения запасов перспективного региона.

4. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в нефтедобыче для усиления конкурентной среды, вовлечения в разработку малых низкопродуктивных объектов и повышение эффективности нефтеизвлечения:

- обеспечение принципов равнодоступности объектов инфраструктуры: системы трубопроводного транспорта, объектов энергетики и т.д. для независимых производителей нефти;

- разработка мер налогового стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в нефтедобыче, прежде всего при вовлечении малых объектов недропользования, а также объектов с трудноизвлекаемыми запасами;

- государственная поддержка, гарантии и т.д. в отношение предприятий малого и среднего бизнеса в нефтедобыче при вовлечении в разработку малых залежей и месторождений, а также месторождений с трудноизвлекаемыми запасами;

- формирование процедур оборота прав за пользование недрами – купли-продажи лицензий на разведку и добычу.

5. Развитие стратегических и регламентирующих документов по оценке, подсчету запасов и проектированию разработки нефтяных месторождений:

- совершенствование классификации запасов в направлении учета экономических показателей добычи углеводородов и гармонизации с международной классификацией запасов;

- разработка актуальных регламентов по подсчетам запасов и ТЭО КИН;

- создание актуального регламента проектирования разработки нефтяных месторождений.

6. Развития мер налогового стимулирования разработки и эксплуатации месторождений:

- развитие механизма дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в направлении учета качества эксплуатируемых запасов через показатели дебита скважин и обводненности продукции;

- не допустить переход от НДПИ к НДД. По нашему мнениюиспользование НДД существенно увеличит налоговую нагрузку на передовых недропользователей, достигающих хороших результатов в области управления затратами и повышении эффективности производства за счет снижения издержек. Низкоэффективные компании, не принимающие существенных мер для сокращения затрат на бурение и эксплуатацию скважин, будут от налога освобождены, а их доходы перераспределены в пользу аффилированных подрядчиков.

7. Меры по повышению эффективности проектных робот и механизма лицензирования:

- пересмотреть систему контроля за подготовкой, экспертизой и защитой проектных технологических документов на разработку месторождений;

- ввести лицензирование в области проектирования разработки нефтяных месторождений или внедрить механизм СРО в данном виде деятельности для учета необходимой методической, информационной, кадровой и научной базы организации в данной области;

- выстроить и внедрить систему объективной экспертизы проектных технологических документов по всем ключевым направлениям их разработки: геологическому, технологическому, экономическому. Ввести квалификационные требования и аттестацию экспертов. Эксперты должны обладать необходимыми знаниями в соответствующей области, опытом и учеными степенями;

- усилить экспертизу экономического обоснования проектных решений в области разработки и обустройства месторождений для повышения достоверности, обоснованности и оптимальности принимаемых решений, как с точки зрения недропользователей, так и народного хозяйства, а так же интересов государства;

- ужесточить контроль за соблюдением требований лицензионных соглашений и проектных документов, разработать эффективный правовой механизм отзыва лицензий государством.

8. Повышение уровня использования ПНГ:

- разработать административные и стимулирующие механизмы, направленные на внедрение технологий переработки ПНГ и выработки электроэнергии на месторождениях, развития малой энергетики;

- создать возможность ускоренной амортизации оборудования для использования попутного нефтяного газа;

- продолжить внедрение дополнительных коэффициентов при расчете платы за выбросы;

- освободить от таможенного обложения машины и оборудование для использования попутного нефтяного газа, не имеющие российских аналогов.

9. Повышение эффективности воспроизводства запасов, поддержание необходимого отношения годового прироста геологических запасов к объемам их добычи:

- освободить от налога на прибыль средства, направляемые на ВМСБ;

- либерализация доступа к участкам недр;

- формирование процедур оборота прав за пользование недрами – купли-продажи лицензий на разведку и добычу.

Реализация изложенных предложений по развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса требует комплексного подхода, предусматривающего консолидированное участие органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, нефтяных компаний, научно-исследовательских институтов и общественных организации. Внедрение сделанных рекомендаций не возможно без привлечения значительных финансовых, кадровых, технологических и прочих ресурсов, однако это создаст прочную основу для эффективного функционирования отрасли на долгую перспективу.




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

© 2014 Центр экономического анализа
и финансово-инвестиционных технологий «ЦЭАФИТ»
Разработка и поддержка сайта — «Промедиа»